Формирование ценностного отношения подростка к семье
Во второй главе курсовой
работы было проведено экспериментальное исследование отношения старшеклассников
к семье
Результаты проведенного
эксперимента показали, что после посещения группой старшеклассников занятий
тренинга по программе "Ценностное отношение подростка к своей семье",
отношение старшеклассников к семье изменилось в позитивную сторону.
Проведенный среди
подростков тренинг расширил возможности понимания старшеклассниками своих
родителей, помог выработать новые навыки взаимодействия старшеклассников со
своими родителями.
Литература
1.
Азаров Ю.П.
Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993
.- С.12-27.
2.
Госпорьян А.
Тенденции развития семии в России //Социальное обеспечение .- 2005 .- № 24 .-
С.4-8.
3.
Гребенников И.В.
Основы семейной жизни .– М.: Просвещение, 2005 .- С.57-72.
4.
Григорович Л.А.
Педагогика и психология .- М: Гардарики, 2001 .- 480с.
5.
Деменьтьева И.Ф.
Семья в системе стартовых жизненных условий //Социологические исследования. -
2005. - № 6 .- С.31-36.
6.
Долотина О.П.
Родители и дети //Начальная школа. - 1994. - № 8. - С.70-75.
7.
Зверева О.Л.
Семенная педагогика и домашнее воспитание .- М: Академия, 1999 .- С.5-21.
8.
Ковалев С.В.
Психология современной семьи .- М.: Просвещение, 1988 .- 312с.
9.
Кон И.С.
Психология ранней юности .- М: Просвещение, 1989 .- 255с.
10.
Крайг Г.
Психология развития .- СПб: Питер, 2000 .- 988с.
11.
Мудрик А.В.
Основы социальной педагогики .- М: Академия, 2006 .- 208с.
12.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология
развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998 .- 425с.
13.
Овчарова Р.В.
Справочная книга школьного психолога .- М.: Учебная литература, 1996 .- 415с.
14.
Петровский А.В.
Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с.
15.
Райнпрехт X. Воспитание без огорчений .- М.:
Просвещение, 1996 .- 270с.
16.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления
личности . — М: Академия, 1994 .- 189с.
17.
Спичак С.Ф. Семья
глазами психолога: сборник методик. – М: Академия, 1995. – 270с.
18.
Хухлаева О.В.
Психология подростка .- М: Академия, 2004 .- 160с.
19.
Елисеев О. П.
Практикум по психологии личности. — СПб: Питер, 2001 .- 472с.
20.
Практикум по
общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А.
Маничева .- СПб: Питер, 2000 .- 622с.
21.
Дружинин В.Н.
Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002 .- 728с.
22.
Никандров В. В.
Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002 .- 288с.
23.
Узденова Е.К.
Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и
современность .- М: Аспект Пресс, 2004 .- С.123-139.
24.
Марковская И. М.
Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с,
Приложения
Приложение 1
1. Нравиться ли Вам
общение с собственными родителями?
Общение нравится
Общение иногда бывает
интересным
Общение не нравится
2. Как часто Вы слышите
критику в свой адрес?
Никогда
Иногда
Часто
Всегда
3. Как часто Вы слышите
похвалу в свой адрес?
Всегда
Часто
Иногда
Никогда
4. Как вы относитесь к
критике и похвале родителей в Ваш адрес?
Критика и похвала всегда
справедливы
Критика и похвала часто
справедливы
Критика и похвала никогда
не справедливы
5. Как часто между
родителями и Вами происходят споры и ссоры?
Никогда
Иногда
Часто
Всегда
6. Каким способом
выражается недовольство родителями в Ваш адрес?
Прямо говорят, что их не устраивает
Косвенно, т.е. не обвиняя
меня
Другое
7. Часто ли родители
проявляют интерес к вашей жизни?
Всегда
Часто
Иногда
Никогда
8. Как часто родители вмешиваются в
вашу жизнь?
Никогда
Иногда
Часто
Всегда
9. Как Вы относитесь к вмешательству
родителей в Вашу личную жизнь?
Принимаю как должное
Отношусь к этому терпимо
Меня это раздражает
10. В какой степени родители
ограничивают Вашу жизнь?
Нет ограничений
Ограничения есть
Ограничений много
11. Как часто родителей откликаются на Вашу просьбу о помощи?
Всегда
Часто
Иногда
Никогда
Приложение 2
Результаты анкетирования
старшеклассников на I этапе
опытно-экспериментальной работы по исследованию отношения старшеклассников к
семье
Таблица 1
Степень удовольствия,
получаемого детьми от общения с родителями
|
Класс
|
Кол-во респондентов
|
Общение нравится
|
Общение иногда
бывает интересным
|
Общение не нравится
|
|
9 "А"
|
29
|
62%
|
38%
|
-
|
|
9 "Б"
|
23
|
70%
|
26%
|
4%
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
65%
|
33%
|
2%
|
|
10 "А"
|
26
|
61%
|
35%
|
4%
|
|
10 "Б"
|
21
|
57%
|
29%
|
14%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
59%
|
32%
|
9%
|
|
11 "А"
|
18
|
50%
|
50%
|
-
|
|
11 "Б"
|
13
|
54%
|
46%
|
-
|
|
11 "В"
|
21
|
42,8%
|
42,8%
|
14,4%
|
|
11 "Г"
|
14
|
50%
|
43%
|
7%
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
48%
|
46%
|
6%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
57,5%
|
37%
|
5,5%
|
Таблица 2
Частота родительской критики
в адрес детей
класс
|
Кол-во респондентов
|
никогда
|
иногда
|
часто
|
всегда
|
|
9 "А"
|
29
|
8%
|
31%
|
41%
|
20%
|
|
9 "Б
|
23
|
4%
|
56%
|
32%
|
8%
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
6%
|
42%
|
38%
|
16%
|
|
10 "А"
|
26
|
-
|
42%
|
27%
|
31%
|
|
10 "Б"
|
21
|
4%
|
38%
|
29%
|
29%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
2%
|
40%
|
28%
|
30%
|
|
11 "А"
|
18
|
-
|
55,6%
|
27,8%
|
16,6%
|
|
11 "Б"
|
13
|
15,5%
|
31%
|
38%
|
15,5%
|
|
11 "В
|
21
|
-
|
23,8%
|
61,9%
|
14,3%
|
|
11 "Г
|
14
|
-
|
36%
|
36%
|
28%
|
|
Среднее по параллели 11-хклассов
|
66
|
3%
|
36%
|
43%
|
18%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
4%
|
39%
|
36%
|
21%
|
Таблица 3 Частота
родительской похвалы в адрес детей
класс
|
Кол-во респондентов
|
всегда
|
часто
|
иногда
|
никогда
|
|
9 "А"
|
29
|
10%
|
45%
|
45%
|
-
|
|
9 "Б
|
23
|
13%
|
61%
|
26%
|
-
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
12%
|
52%
|
36%
|
-
|
|
10 "А"
|
26
|
4%
|
61%
|
31%
|
4%
|
|
10 "Б"
|
21
|
-
|
57%
|
43%
|
-
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
2%
|
60%
|
36%
|
2%
|
|
11 "А"
|
18
|
5,6%
|
39%
|
55,4%
|
-
|
|
11 "Б"
|
13
|
15,5%
|
38%
|
46%
|
-
|
|
11 "В
|
21
|
-
|
52,3%
|
47,7%
|
-
|
|
11 "Г
|
14
|
-
|
29%
|
64%
|
7%
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
4%
|
41%
|
53%
|
2%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
6%
|
51%
|
41%
|
2%
|
Таблица 4 Отношение
подростков к критике и похвале в свой адрес со стороны родителей
|
класс
|
Кол-во респондентов
|
критика и похвала всегда справедлива
|
критика и похвала часто справедлива
|
критика и похвала иногда справедлива
|
критика и похвала никогда не справедлива
|
|
9 "А"
|
29
|
35%
|
38%
|
27%
|
-
|
|
9 "Б"
|
23
|
17%
|
39%
|
35%
|
9%
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
28%
|
39%
|
29%
|
4%
|
|
10 "А"
|
26
|
11%
|
54%
|
-35%
|
-
|
|
10 "Б"
|
20
|
38%
|
29%
|
19%
|
14%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
46
|
24%
|
44%
|
28%
|
4%
|
|
11 "А"
|
18
|
16,7%
|
22,2%
|
38%
|
23,1%
|
|
11 "Б"
|
13
|
15,5%
|
54%
|
15,5%
|
15,5%
|
|
11 "В"
|
21
|
-
|
38%
|
47,7%
|
14,3%
|
|
11 "Г"
|
14
|
21,3%
|
21,3%
|
36,1%
|
21,3%
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
12%
|
33%
|
8%
|
17%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
21%
|
39%
|
32%
|
8%
|
Таблица 5 Частота споров
и ссор между родителями и старшеклассниками
|
класс
|
Кол-во респондентов
|
никогда
|
иногда
|
часто
|
всегда
|
|
9 "А"
|
28
|
11%
|
57%
|
25%
|
7%
|
|
9 "Б"
|
23
|
4%
|
70%
|
26%
|
-
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
51
|
8%
|
63%
|
25%
|
4%
|
|
10 "А"
|
26
|
4%
|
46%
|
39%
|
11%
|
|
10 "Б"
|
21
|
-
|
72%
|
24%
|
4%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
2%
|
57%
|
32%
|
9%
|
|
11 "А"
|
19
|
-
|
50%
|
50%
|
-
|
|
11 "Б"
|
13
|
8%
|
46%
|
46%
|
-
|
|
11 "В"
|
21
|
-
|
38%
|
38%
|
24%
|
|
11 "Г"
|
14
|
-
|
36%
|
64%
|
-
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
67
|
2%
|
41%
|
50%
|
7%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
4%
|
54%
|
35%
|
7%
|
Таблица 6 Способ выражения
родительского недовольства детьми
|
класс
|
Кол-во респондентов
|
всегда
|
часто
|
иногда
|
никогда
|
|
9 "А"
|
29
|
52%
|
31%
|
17%
|
-
|
|
9 "Б"
|
23
|
52%
|
31%
|
17%
|
-
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
52%
|
31%
|
17%
|
-
|
|
10 "А"
|
26
|
39%
|
46%
|
15%
|
-
|
|
10 "Б"
|
21
|
38%
|
44%
|
14%
|
4%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
38%
|
45%
|
15%
|
2%
|
|
11 "А"
|
18
|
50%
|
22,2%
|
27,8%
|
-
|
|
11 "Б"
|
13
|
54%
|
31%
|
15%
|
-
|
|
11 "В"
|
21
|
29%
|
24%
|
38%
|
9%
|
|
11 "Г"
|
14
|
50%
|
21%
|
29%
|
-
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
44%
|
24%
|
29%
|
3%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
45%
|
33%
|
21%
|
1%
|
Таблица 7 Степень
проявления интереса родителей к жизни своего ребенка
|
класс
|
Кол-во респондентов
|
Прямо говорят, что их не устраивает
в действиях детей
|
Косвенно, т.е. не обвиняя в этом
детей
|
Другое, укажите что
|
|
9 "А"
|
27
|
52%
|
48%
|
-
|
|
9 "Б"
|
21
|
71%
|
29%
|
-
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
48
|
60%
|
40%
|
-
|
|
10 "А"
|
25
|
76%
|
24%
|
-
|
|
10 "Б"
|
21
|
71%
|
29%
|
-
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
46
|
74%
|
26%
|
-
|
|
11 "А"
|
18
|
66,7%
|
33,3%
|
-
|
|
11 "Б"
|
13
|
84%
|
16%
|
-
|
|
11 "В"
|
21
|
95%
|
5%
|
-
|
|
11 "Г"
|
14
|
71%
|
29%
|
-
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
80%
|
20%
|
-
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
160
|
71%
|
29%
|
-
|
Таблица 8 Частота
вмешательства родителей в личную жизнь своего ребенка
|
класс
|
Кол-во респондентов
|
никогда
|
иногда
|
часто
|
всегда
|
|
9 "А"
|
29
|
7%
|
48%
|
25%
|
20%
|
|
9 "Б"
|
23
|
9%
|
26%
|
43%%
|
22%
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
6%
|
39%
|
33%
|
22%
|
|
10 "А"
|
26
|
11%
|
55%
|
11%
|
23%
|
|
10 "Б"
|
21
|
24%
|
43%
|
24%
|
9%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
16%
|
52%
|
16%
|
16%
|
|
11 "А"
|
18
|
11,1%
|
55,6%
|
22,2%
|
11,1%
|
|
11 "Б"
|
13
|
15,5%
|
38%
|
31%
|
15,5%
|
|
11 "В"
|
21
|
19%
|
43%
|
14%
|
24%
|
|
11 "Г"
|
14
|
21%
|
43%
|
21%
|
15%
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
17%
|
45%
|
21%
|
17%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
13%
|
45%
|
24%
|
18%
|
Таблица 9 Отношение детей
к вмешательству родителей в их личную жизнь
|
класс
|
кол-во респондентов
|
принятие как должного
|
терпимое отношение
|
раздражительное отношение
|
|
9 "А"
|
29
|
39%
|
26%
|
35%
|
|
9 "Б"
|
23
|
13%
|
39%
|
48%
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
27%
|
33%
|
40%
|
|
10 "А"
|
26
|
15%
|
46%
|
39%
|
|
10 "Б"
|
21
|
33%
|
38%
|
29%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
23%
|
43%
|
34%
|
|
11 "А"
|
18
|
-
|
44,4%
|
55,6%
|
|
11 "Б"
|
13
|
15%
|
54%
|
31%
|
|
11 "В"
|
21
|
5%
|
43%
|
52%
|
|
11 "Г"
|
14
|
36%
|
43%
|
21%
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
12%
|
46%
|
42%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
21%
|
40%
|
39%
|
Таблица 10 Ограничение
родителями жизни детей
|
класс
|
кол-во респондентов
|
нет ограничений
|
ограничения есть
|
ограничений очень много
|
|
9 "А"
|
29
|
11%
|
72%
|
17%
|
|
9 "Б"
|
23
|
22%
|
61%
|
17%
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
15%
|
67%
|
18%
|
|
10 "А"
|
26
|
-
|
81%
|
19%
|
|
10 "Б"
|
21
|
24%
|
62%
|
14%
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
11%
|
72%
|
17%
|
|
11 "А"
|
18
|
28%
|
61%
|
11%
|
|
11 "Б"
|
13
|
31%
|
61%
|
8%
|
|
11 "В"
|
21
|
19%
|
76%
|
3%
|
|
11 "Г"
|
14
|
14%
|
86%
|
-
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
23%
|
71%
|
6%
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
16%
|
70%
|
14%
|
Таблица 11 Частота
отклика родителей на просьбу ребёнка о помощи
|
класс
|
Кол-во респондентов
|
всегда
|
часто
|
иногда
|
никогда
|
|
9 "А"
|
29
|
52%
|
35%
|
13%
|
-
|
|
9 "Б"
|
23
|
52%
|
48%
|
-
|
-
|
|
Среднее по параллели 9-х классов
|
52
|
52%
|
40%
|
8%
|
-
|
|
10 "А"
|
26
|
50%
|
27%
|
23%
|
-
|
|
10 "Б"
|
21
|
76%
|
10%
|
14%
|
-
|
|
Среднее по параллели 10-х классов
|
47
|
62%
|
19%
|
19%
|
-
|
|
11 "А"
|
18
|
67%
|
16,5%
|
16,5%
|
-
|
|
11 "Б"
|
13
|
61%
|
31%
|
8%
|
-
|
|
11 "В"
|
21
|
43%
|
24%
|
33%
|
-
|
|
11 "Г"
|
14
|
50%
|
36%
|
14%
|
-
|
|
Среднее по параллели 11-х классов
|
66
|
39%
|
26%
|
35%
|
-
|
|
Среднее по школе среди
старшеклассников
|
165
|
51%
|
28%
|
21%
|
-
|
Приложение 3
План
занятий по программе Тренинга
"Ценностное отношение подростка к своей семье"
|
Название занятия
|
Цель занятия
|
Дата занятия
|
|
Занятие 1. Знакомство
|
Знакомство участников друг с другом
и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка
родителей. Общая ориентация в проблемах семьи.
|
2.02.2008 г.
|
|
Занятие 2.
Мир детский и мир взрослый
|
Осознание разницы между "миром"
ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных
переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин
поведения родителей, исходя из позиции родителей.
|
09.02.2008 г.
|
|
Занятие 3. "Язык принятия"
и "язык непринятия"
|
Знакомство с понятием "принятие" ребенка,
особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение "языка
принятия" и "языка непринятия"
|
16.02.2008 г.
|
|
Занятие 4. Проблемы детей и
проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем отношения
подростка к семье
|
Пояснить различия проблем родителей
и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания.
|
23.02.2008 г.
|
|
Занятие 5. Конфликты
|
Определение способов разрешения
конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода
разрешения конфликта (по Т. Гордону)
|
01.03.2008 г.
|
|
Занятие 6
Заключительное
|
Обсуждение семейных заповедей,
получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.
|
8.03.2008 г.
|
Конспект занятий по
программе Тренинга "Ценностное отношение подростка к своей семье"
Занятие
1. Знакомство
Цели. Знакомство участников друг с другом и
с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей.
Общая ориентация в проблемах семьи.
Содержание
занятия
1. Ведущий
знакомит подростков с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и
режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой
форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он
также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и
взаимодействие с родителями — стремление к сотрудничеству.
2. Процедура
знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в
предстоящей работе.
3. Психогимнастическое
упражнение: встать и поменяться местами с выбранным членом группы.
4. Ведущий
говорит о важности понимания себя самого и понимания своих родителей,
предлагает подросткам ответить на ряд вопросов. Старшеклассники впервые
обращаются к своим дневникам, о которых ведущий должен сказать особо. Следует
обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий,
так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Отвечая на
вопросы, ученики заполняют таблицу, где отвечают за себя и за своих родителей,
оставляя место для реального ответа членов семью, который они получат уже дома.
|
Вопрос
|
Ответ
подростка
|
Ответ за
родителей
|
Ответ
родителей (домашнее задание)
|
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|